Новомученик и исповедник земли Колымской (о священнике Иннокентие Попове)

Автор — Елена Владимировна Матюшова (независимый исследователь; г.Магадан)

предварительный вариант

Всего один год отделяет нас от воспоминания страшного события отечественной истории, 100-летия со времени потрясшей Россию революции. 1917 год послужил началом длительного процесса отделения церкви от государства и кардинального изменения в судьбах священно- и церковнослужителей. Одним из участников этих исторических событий был настоятель Ольской Богоявленской церкви священник Иннокентий Семенович Попов.

Сведения о священнике Иннокентии Попове содержатся в клировых ведомостях и других документах, хранящихся в Государственном архиве Магаданской области.

Он родился в 1876 году в с. Усть-Мая Якутского округа Якутской области в семье диакона. Обучался в Якутском Духовном училище.

18 мая 1894 года Мелетием, Епископом Якутским и Вилюйским, он был принят послушником в Якутский Спасский монастырь.

В декабре того же года, согласно прошению, назначен исправляющим дела псаломщика к Оспетской Покровской церкви Якутского округа.

Указом Духовной Консистории от 26 января 1899 года, был утвержден штатным псаломщиком к той же церкви [5, Л.54].

В марте 1899 года Медицинский инспектор назначил его Оспенным учеником, для выполнения профилактических прививок от натуральной оспы в Якутском округе [2, Л.82].

Указом Духовной Консистории от 14 августа 1900 года Иннокентий Попов переведен псаломщиком к Охотской Спасо-Преображенской церкви Камчатской области Охотского уезда Якутской епархии.

В октябре 1900 года епископом Якутским и Вилюйским Никанором был посвящен в стихарь.

11 февраля 1901 года командирован псаломщиком к Ольской Богоявленской церкви Приморской области Охотского округа. Это было первое служение псаломщика Иннокентия Попова в стенах Ольской Богоявленской церкви [2, Л.83].

Указом Духовной Консистории от 1 июня 1901 года, согласно прошению, он перемещен псаломщиком к Холгуминской Иннокентиевской церкви Якутского округа [5, Л.54], [4, Л.13].

Указом Якутской Духовной Консистории от 8 марта 1902 года № 1799 епископом Якутским и Вилюйским Никанором Иннокентий Попов рукоположен в сан диакона и возвращен к Ольской Богоявленской церкви Охотского уезда Камчатской области Якутской епархии на штатную должность псаломщика. Второе служение псаломщиком Ольской церкви проходило под руководством его родного брата – настоятеля Ольской Богоявленской церкви Климентия Семеновича Попова [5, Л.55] [2, Л.83, 89].

Причту Ольской церкви дано знать о назначении псаломщиком диакона Иннокентия Попова Указом от 5 марта 1902 года за № 1807 [4, Л.79].

В это время Иннокентию Семеновичу Попову было 26 лет, жене его Марии Николаевне — 23 года [1, Л.48].

Совместное служение с братом было не долгим. 31 июля 1904 года последовал Указ Духовной Консистории о перемещении его псаломщиком к Охотской Спасо-Преображенской церкви Камчатской области Якутской епархии.

3 мая 1905 года Иннокентий Попов утвержден штатным членом Охотского уездного отделения Якутского Епархиального Училищного Совета [5, Л.55].

Указом Духовной Консистории от 4 мая 1910 года, согласно прошению, перемещен от Охотской Преображенской церкви на обязанности псаломщика к Чичимахской Николаевской церкви Якутского округа.

7 января 1913 года Иннокентий Попов был вызван в Якутск для принятия сана священника.

20 января 1913 года Мелетием, Епископом Якутским и Вилюйским, Иннокентий Попов рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Ольской Богоявленской церкви [5, Л.55].

Путь к новому месту служения был нелегким. На его просьбу о выделении средств для найма квартиры в Охотске либо на проезд через Владивосток — Камчатку Духовная Консистории ответила отказом в предоставлении средств и предписала: «Немедленно, каким только возможно путем выехать к месту служения».

Сохранилось Открытое предписание старостам селений Охотского уезда Гижигинского тракта Камчатской области для отпуска попутным селениям священнику Иннокентию Попову по четыре подводы для проезда к месту служения в с. Олу. Прогоны были установлены в размере шести копеек с версты и подводы [6, Л.107, 127].

В Богослужебном журнале Ольской Богоявленской церкви записано, что 14 июля 1913 года «сказано поучение вступления в приход вновь назначенного священника Иннокентия Попова». Так он встретился с прихожанами с. Ола в свой третий приезд [3, Л.62].

С 1 октября 1913 года Иннокентий Попов состоял законоучителем при вновь открытой в с. Ольском одноклассной Министерской школе. В его семье кроме супруги в это время была воспитанница Акилина Егорова 15 лет от роду [5, Л.55].

Летом 1914 года священник потерял двух собак, погибших от огнестрельных ран. Такая потеря сравнима с потерей транспортного средства [8, Л.91].

Но, не смотря на выпавшие ему испытания, он продолжает благоустраивать Ольскую церковь и обустраивать приходской быт.

В 1914 году на средства, пожертвованные разными лицами, выписаны кресты для трех куполов, но доставка их была задержана в связи с военными действиями.

Внутри церковь была перекрашена масляной краской: стена иконостаса — розовой, потолки — белой, полы — желтой.

В 1915 году средний и алтарный купола Ольской Богоявленской церкви под руководством священника Иннокентия Попова переделаны на прочных основаниях и обтянуты гладким оцинкованным железом [5, Л.58].

Им было подано прошение в Якутскую Духовную Консисторию об узаконивании церковно-покосной земли для причта, т.к. оказалось, что земля до этого времени не была за ним закреплена.

При доме священника появились постройки, выполненные священником Иннокентием Поповым в 1914-1915 годах: баня стоимостью 250 рублей, покрытая волнистым оцинкованным железом, и сторожка, переделанная по распоряжению Духовной Консистории в 1915 году из часовни, находящейся около церкви. При доме священника имелся огород для посева овощей.

Из мебели при доме священника было три задвижных стола простой работы и один письменный комод с шестью отделениями, выкрашенный голубой масляной краской, сделанный и пожертвованный еще священником Климентием Поповым. 10 стульев со спинками выкрашены красной краской. Кровати три, одна из них семейная, работы простой. Имелась поварня, коптильня старая покрыта корьем.

В двух верстах от селения за рекою был погреб, для пользования общего причта, с прочно приделанною землянкой, пожертвованный инородцем Макаром Медовым в 1913 году [5, Л.58,59].

После смерти просфорницы с 1 мая 1915 года жена священника Мария Николаевна выполняла ее обязанности [5, Л.59,63].

По распоряжению Духовной Консистории и предписанию Благочинного от 20 июня 1915 года Иннокентий Попов одновременно с Ольской церковью заведовал и Тауйской Покровской церковью [5, Л.55, 62].

Указом Духовной Консистории от 30 ноября 1915 года за № 8730 он был награжден набедренником за усердный призыв своих прихожан к пожертвованиям на нужды Красного Креста [8, Л.182].

Следует отметить, что если в 1914 году пожертвования прихожан собирались по 17 направлениям, то в 1917 году их количество в Ольской церкви возросло до 27.

Из разных документов удалось установить, что 12 мая 1916 года священника постигла тяжелая утрата — умерла жена Мария Николаевна Попова [8, Л.166].

25 августа 1916 года Иннокентий Попов сдал церковное имущество Ольской Богоявленской церкви церковному старосте Иннокентию Тюшеву [5, Л.99].

В публикациях советского периода встречаются суждения о том, что Ольский священник сбежал из села до революции. В Богослужебном журнале действительно записано, что с 1 октября 1916 по 10 февраля 1917 года священник отсутствовал и службу совершал исправляющий дела псаломщика Федор Жирохов. Более точных сведений установить не удалось [3, Л.101].

Предписанием Благочинного от 20 февраля 1917 года священнику Попову сообщено, что телеграммой от 16 февраля ему разрешено заведовать Иньским приходом, входившим в состав Охотского округа Якутской епархии [8, Л.185].

О некоторых событиях 1917 года мы узнаем только из подробных записей в журнале регистрации исходящих бумаг.

В июне Иннокентий Попов:

— обращается с письмом к прихожанам Ольской церкви с «требованием их желания о том, что они желают или не желают иметь его духовником, если не желают, то письменно должны дать ему свое мнение, а если желают иметь, то должны обеспечить всеми требуемыми правами, а так же о псаломщике и просфорне», в связи с обязанностью прихожан обеспечивать их содержание;

— направляет несколько донесений в Якутскую Духовную Консисторию:

  1. о самопроизвольном разорении церковного дома за время отсутствия священника, о чем составлен акт и направлен в Консисторию;
  2. о самопроизвольно учиненном аукционе теплого хлева, находившегося в церковно причтовом дворе [8, Л.170].

В июле он обращается к епископу (Якутскому и Вилюйскому) Евфимию с просьбой о предоставлении «краткого катехизиса, переведенного в 1855 году на тунгусский язык для перепечатания, и выслать 100 экз. для раздачи по тунгусам и переводного «Да воскреснет Бог» [8, Л.171].

В марте 1918 года последние записи о службе священника Иннокентия Попова в Ольской Богоявленской церкви, с 29 июля службу совершает священник Серафим Черных [3, Л.109].

Покидая Ольскую церковь, Иннокентий Попов оставляет доверенность церковному старосте Ивану Скорникову на получение с тунгусов 2 Долганского рода дровяных денег за 1916 и 1917 годы в количестве 78 рублей [9, Л.29].

На этом, казалось бы, заканчиваются документальные свидетельства об Иннокентии Попове. Но на сайте Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета имеется раздел о неканонизированных новомучениках и исповедниках Русских ХХ века, в числе которых есть сведения о священнике Попове Иннокентии Семеновиче, служившем в Богоявленской церкви с. Ола Охотского уезда, Приморской области с 1913 по 1918 год.

С 1918 до ареста в марте 1919 года служил в с. Чуранге Якутской области. В марте был помещен под домашний арест на 20 суток за дискредитацию работников Ревкома.

После освобождения переведен в Мегинскую Богородицкую церковь Якутского округа Якутской области, где прослужил до 1926 года.

С 1926 года до ареста 26 октября 1929 года служил в Петропавловской церкви с. Тюнгюлинское Якутской АССР. Был обвинен в том, что «во время антирелигиозной кампании вел усиленную агитацию за сохранение церкви, устраивал нелегальные собрания в своей квартире, вызывая своими действиями массовые волнения среди населения».

Выездной сессией Якутского Главсуда 9 апреля 1930 года осужден по групповому «делу священника Попова И.С., Сизых А.Н, Цыпандиных. Якутия, 1930» по ст.58-10 ч.2 УК РСФСР к высшей мере наказания – расстрелу.

После кассационной жалобы решением Верховного Суда РСФСР от 12 июля 1930 года высшая мера наказания заменена на 5 лет лишения свободы.

Реабилитирован 14 (по другим данным 22) апреля 1992 года Прокуратурой республики Саха (Якутия) по году репрессий 1930.

Как оказалось, первый настоятель Ольской Богоявленской церкви священник Владимир Васильевич Михальчук также был осужден по ст. 58-10, 58–11 УК РСФСР  по групповому делу «О контрреволюционной деятельности Тихоновского духовенства и монашества Дальневосточного края, 1932 г.». Наказанием ему определили 3 года ссылки из Владивостока в Западную Сибирь.

Реабилитирован 25 декабря 1989 года по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года по году репрессий 1932 [10].

Дальнейшая судьба этих священников пока не известна, как не известна судьба прихожан из поселков Охотского побережья, заявлявших о своей принадлежности к православной вере «с рождения». Фамилии некоторых прихожан встречаются в списках граждан, репрессированных на территории Дальневосточного края в 1930-1940 годы.

Хочется верить, что собранная информация о священниках и прихожанах позволит включить их имена в Собор новомучеников земли Колымской.

 

 Список источников

  1. ГАМО ф. Д-1, оп. 1, д. 1.
  2. ГАМО ф. Д-1, оп. 1, д. 3.
  3. ГАМО ф. Д-1, оп. 1, д. 8.
  4. ГАМО ф. Д-1, оп. 1, д. 11.
  5. ГАМО ф. Д-1, оп. 1, д. 16.
  6. ГАМО ф. Д-1, оп. 1, д. 20.
  7. ГАМО ф. Д-1, оп. 1, д. 23.
  8. ГАМО ф. Д-1, оп. 1, д. 24.
  9. ГАМО ф. Д-1, оп. 1, д. 25.
  10. http://martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuDfeyicW06fOqieeKhseWd674Zf8Khfe8ctk*

(29)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *