Записка о необходимости положить надлежащие оклады содержания духовенству камчатских, гижигинских и охотских церквей

Записка составлена в ноябре 1867 г. в г.Благовещенске и не только поднимает вопрос материального обеспечения духовенства Северо-Востока, но и кратко характеризует экономическое состояние нашей территории в середине 19 века.

Духовенство камчатских, гижигинских и охотских церквей по последним штатам получает оклады менее не только приамурского, но даже и якутского духовенства (если к окладам, производимым от казны, причислить и получаемые им ружные оклады), тогда как жизненные припасы в вышепоименованных местах дороже по крайней мере вдвое. И потому совершенно необходимо увеличить содержание тамошнего духовенства, иначе в скором времени может быть то, что никто из порядочных людей не согласится добровольно служить в тех местах даже и на короткий срок. (В настоящее время там служат самою большею частию из родившихся и воспитавшихся там).

Что же касается вопроса: из каких источников должно быть восполняемо содержание тамошнего духовенства, — то я могу сказать только, что местность тамошняя не представляет никаких способов к улучшению быта духовенства ни в настоящее, ни в будущее время. Хлебопашества там нет и быть не может, как показали опыты прежние и последние. Правда, там почти повсюду огромные пространства сенокосных мест, но по этому самому они не имеют никакой цены. Скотоводство, при всех энергических мерах начальства, едва держится в некоторых самых южных местах, не принося никакой существенной пользы и самим хозяевам. И самое пропитание тамошних жителей составляет главное рыба, периодически и не всегда в одинаковом изобилии подходящая из моря к устьям речек, впадающих в море. Все их богатство (едва, впрочем, достаточное им на самые необходимые нужды) заключается только в звериных шкурах, не всегда и не везде в одинаковом количестве промышляемых, но и этот источник скорее может уменьшиться и даже совсем иссякнуть, чем увеличиться.

Мне представляется один источник, из которого, по мнению моему, можно бы хотя отчасти дополнять содержание духовенства, но, как оказалось из переписки моей с господином генерал-губернатором, он далеко не так достаточен, как я полагал.

Принимая во внимание, с одной стороны, недостаточность содержания духовенства камчатских, гижигинских и охотских церквей, а с другой, то, что к улучшению быта его нет и не предвидится никаких местных способов, мне кажется, вопрос об улучшении быта духовенства (повсюду остающийся еще нерешенным за исканием местных способов) в означенных местах может быть решен ныне же, то есть духовенству тех мест ныне же, не дожидаясь решения сего вопроса в других местах, могут быть положены оклады содержания из каких-либо иных источников.

Не мое дело назначать меру этих окладов, позволю себе сказать только, что и самая Камчатка, которая получше Гижигинского и Охотского края производительностью и климатом своим, далеко не может равняться с Кавказом. Следовательно, было бы несправедливо назначать духовенству вышеозначенных мест такое же содержание, какое предполагалось кавказскому духовенству. Но, во всяком случае,  я полагал бы назначить оклады: протоиерею и благочинному Камчатки не менее 1400 руб. всего содержания (в том числе 200 руб. на разъезды по благочинию), священникам по 800 руб, диакону в Камчатке (который должен быть учителем в тамошней школе и письмоводителем у благочинного) 600 руб., дьячкам (которые обязаны быть учителями в школах) по 400 руб., пономарям по 250 руб., просвирням по 60 руб.. На церковные потребности на каждую церковь по 100 руб., на разъезды двум помощникам благочинного по 150 руб., анадырскому миссионеру по 240 руб и двум священникам , камчатскому и гижигинскому, на поездки к корякам по 160 рублей.

При сем следует сказать, что так как в Петропавловском порту ныне нет духовного правления и население весьма незначительно, то там вместо двух священников при протоиерее достаточно иметь одного священника и вместо четырех три причетника. Можно еще уменьшить число членов причта в Нижне-Камчатске, где число прихожан очень невелико, то есть вместо двух причетников иметь одного дьячка.

Источник:

Избранные труды Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского / Сост. магистр богословия протоиерей Борис Пивоваров. — Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1997. — 367 с.

(13)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *