Эхо событий 1917 года

Автор — Елена Владимировна Матюшова (независимый исследователь; г.Магадан)

предварительный вариант

В преддверии 2017 года и в связи с выходом в свет методических рекомендаций по проведению в образовательных организациях общего и дополнительного образования занятий, посвященных подвигу новомученников и исповедников Церкви Русской, возникла потребность поделиться сведениями о событиях прошлых лет.

Февральская революция 1917 года была по-разному воспринята населением Российской империи. В воззвании Синода в марте того же года сообщалось: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на новый путь государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути».

Население Охотского побережья узнало о новом пути государственной жизни в марте-апреле 1917 из телеграммы Благочинного Охотских церквей, в которой сообщалось об отречении Государя Императора и объявлялось о поминовении во время богослужений нового правительства. [2, Л.185, 169]

В мае 1917 года в Российской церкви была введена выборность епархиальных структур церковного управления; летом в ряде епархий прошли выборы правящих архиереев.

В сентябре того же года Якутская Духовная Консистория давала знать священнику Ольской Богоявленской церкви Иннокентию Попову, что:

  1. просфорня обеспечивается дровами на местные средства;
  2. церковные суммы могут расходоваться только по соглашению причта

с церковным старостой;

  1. если церковный староста не выполняет требований Инструкции Церковных Старост, то его можно заменить новым, более достойным;
  2. Консистория не в силах предпринять какие либо активные меры к

ограждению жизни человека, находящегося за 1000 верст от г. Якутска.

В декабре 1917 года Консисторией предписывалось, чтобы приходские собрания и сельские общества составили приговор (протокол – М.) об обеспечении духовенства епархии жалованием от паствы.[2, Л.114, 126]

В январе 1918 года причту Тауйской церкви поступила телеграмма от Благочинного Охотских церквей с предложением сельскому обществу составить приговор (протокол) об обеспечении причта жалованием от прихожан.

В силу постановления Святейшего Синода и распоряжения Якутского духовенства на 15 февраля того же года был назначен съезд духовенства Охотского уезда с участием мирян. К этому времени в селение Иня приглашали причт и от прихода избранных 2-х прихожан, пользующихся выборными правами и принимающих живое участие в делах и таинствах церкви; расходы по поездке следовало отнести на счет церковных сумм, рекомендовалось призвать в помощь тунгусов. [2, Л.128, 125]

В конце января 1918 года государственной властью были изданы:

декрет Совета Народных Комисаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»;

приказ Народного Комиссариата государственного призрения «О прекращении выдачи средств на содержание церквей, часовен, священнослужителей и законоучителей и на совершение церковных обрядов».

В августе того же года была опубликована Инструкция о порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», которая позволяла группе местных жителей численностью не менее 20 человек получать в пользование богослужебное имущество.

Якутская Духовная Консистория сообщала, что с 1 марта 1918 года всякие денежные операции прекращены, порядок хранения церковно-причтовых капиталов находится в ведении самих причтов.[2, Л.139]

В 1919 году временно управляющим Якутской Епархией назначен Епископ Зосима, которого следовало поминать за богослужениями после имени Епископа Евфимия.[2, Л.145]

В апреле 1920 года было образовано независимое государство Дальневосточная республика, в состав которого вошла Камчатская область. Дальневосточная республика просуществовала до ноября 1922 года.

Изменения в государственном управлении на Дальнем Востоке неизбежно привели к реорганизации церковного управления. В августе 1922 года в Никольске-Уссурийском состоялось Дальневосточное епископское совещание, на основании которого 13 сентября 1922 года Высшее Церковное Управление Заграницей приняло решение, благословленное святителем патриархом Тихоном, о присоединении к Камчатской епархии Охотского уезда и открытии викарной кафедры в Охотске. На кафедру вскоре был поставлен епископ Даниил (Шерстенников). В том же году епископ Даниил был арестован.

В Государственном архиве Магаданской области сохранилась выписка из письма на имя епископа Даниила, викария Камчатской епархии от 7 апреля 1925г. В письме для сведения православных христиан, проживающих в Тауйске, Оле, Ямске и других пунктах сообщается об изменениях в церковном управлении, предписывается за Богослужением поминовение: «Великого господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона и Господина нашего Преосвященнейшего Епископа Камчатского Нестора и господина нашего Епископа Охотского Даниила». Кроме того в письме содержатся сведения о существующем расколе в Церкви и рекомендуется внушать православным Христианам о необходимости повиновения Правительству по заповеди Св. Апостола Павла и Самого Господа нашего Иисуса Христа (Еванг.Луки 20:25, Рим. 13: 1-8). [4, Л.335-336]

Имя епископа Охотского Даниила Шерстенникова в настоящее время значится среди не прославленных новомученников Русской Православной Церкви ХХ века.

В результате событий 1917 года были разрушены не только духовные, но и хозяйственные связи. Начиная с июня 1917 года и в последующие годы в доход Ольской Богоявленской церкви записываются суммы от продажи имущества: ветхого хотона (хлева), дома псаломщика, поварни, часовни, бычка. [3, Л.21, 30-31] [2, Л.11-12]

Даже объединение Тауйского и Ольского приходов не спасает их материальное положение. В декабре 1920 года накануне Рождества в Ольской Богоявленской церкви богослужения не было за отсутствием церковных материалов и предметов крещения.[1, Л.113]

В 1922-1923 годах на основании постановления Дальревкома начинается изъятие из церквей всех метрических списков и брачных книг.

В июне 1923 года настоятель Гижигинской церкви иеромонах Нифонт в своем письме в адрес Гижигинского Волостного Ревкома пишет: «Что касается в церкви ранее приобретено, я не имею права допустить никакой ревизионной комиссии и ни какого контроля без нашего Духовного Начальства, а с Вашей стороны не вправе вторгаться без всякого указания и повеления без Вашего Гражданского Начальства». [6, Л.51, 56]

Очередным этапом борьбы с религией было введение в Советском Союзе с 1 октября 1929 года календаря, отменяющего традиционную семидневную неделю и воскресенье. Антирелигиозная цель этого нововведения была более чем очевидна, помимо «производственной необходимости» это был очередной акт «штурма небес», нацеленный на уничтожение христианского семидневного недельного цикла и превращение отведенного для Богослужения воскресного дня в рабочий. Неслучайно, данное новаторство расценивалось журналом «Безбожник» как важный шаг в наступлении на Церковь, лишающий верующих регулярного посещения церкви по воскресеньям. Ведь именно в том же, 1929-м году впервые заговорили «о мерах по усилению антирелигиозной работы», так называемой, «безбожной пятилетки», призванной «окончательно изжить религиозный дурман».

Пройдут годы и из отчетного доклада «О работе Ольского туземного райисполкома за время с 5 апреля 1929 года по март месяц 1931 года» мы узнаем, что православных религиозных объединений в Ольском районе имеется 7 из них 3 общества и 4 группы. Служителей культов в районе нет. Служба отправлялась в церквах приезжающими попами из Охотска и местными гражданами, которые за последнее время отказались продолжать производство служб.

Туземно-кочевое население является слишком религиозным, среди которого в этой части плановой работы еще не производилось. Учитывая, что вопрос проведения антирелигиозной работы назрел и среди кочевников в наших условиях, необходимо проработать порядок проведения работы и приступить к таковой, т.к. местное население, состоящее членами общин начинает отходить от последних.

В 1931 году была проведена работа Районным Административным Отделом по перезаключению, понуждению выполнения договоров и проверке церковных имуществ в двух общинах: Ола и Тауйск, что привело к положительным результатам, члены общин, не желая принимать на себя громадных расходов по ремонту церковных зданий, отказались от них. В отчете записано о наличии 3 церквей и 6 часовен. [5, Л.205]

Газета «Советская Колыма» в мае 1936 года писала об антирелигиозной работе следующее:

«Еще с осени при клубе с. Тауйска был организован кружок союза воинствующих безбожников. Нужно сказать, что благодаря частой смене руководителя и частым срывам занятий, работа протекает слабо.

Все же 6 января и 11 апреля были проведены антирелигиозные вечера и педагогами Тауйской школы были сделаны доклады, но участников местного населения было довольно мало. Если на других вечерах бывает полно в клубе, то на антирелигиозных вечерах из местных граждан было не больше 30-40 человек. Особенно мало бывает на таких вечерах женщин.

12 апреля в день пасхи актив колхоза провел неплохой ударник».

Не легко было верующим людям приспосабливаться к новой жизни, но еще труднее приходилось священно-церковнослужителям и членам их семей. В июне 1936 года та же газета опубликовала постановление уполномоченного Краевого исполнительного комитета о восстановлении в избирательных правах гражданина Малахова Афиногена Сергеевича: «Гражданин Малахов А.С. камчадал, уроженец с.Наяхан Северо-Эвенского района, проживающий там же, лишенный избирательных прав в 1924 году, как служитель религиозного культа. За это время, порочащих и характеризующих документов, как классово-чуждый элемент не имеет и по имеющимся материалам, гр-н Малахов А.С. честно и добросовестно выполнял все возлагаемые с/советом обязанности и задания, а поэтому, руководствуясь ст. 38 инструкции о выборах в советы, — ПОСТАНОВЛЯЮ:

Гр-на Малахова А.С. лишенного избирательных прав по ст.15 п. «и», ВОССТАНОВИТЬ».

Даже восстановление в избирательных правах не спасло Малахову А.С. жизнь, его имя навсегда вписано в список расстрелянных на территории Магаданской области.

Среди граждан, лишенных избирательного права можно встретить имена: Черных Александра Леонтиевича, Черных Варвары Леонтиевны, Черных Ивана Петровича, Черных Илларион Леонтиевича и других жителей Охотского побережья.

В январе 1937 года в СССР была проведена перепись населения, в результате которой руководство страны ожидало получить сведения о победе над религиозными предрассудками. Вскоре результаты переписи были признаны дефектными и засекречены на долгие годы. Многие участники проведения переписи были арестованы и расстреляны. Возможно именно материалы этой переписи позволили в 1937 году издать приказы Народного Комиссара Внутренних дел Союза ССР о возвращении в места заключения лиц уже отбывших наказание, и о расстреле тех, кто находился в заключении. Страна победившего социализма продолжала борьбу с «врагами народа».

В феврале 1938 года к двадцатилетию декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви газета «Советская Колыма» опубликовала статью «Церковь и государство», в которой среди прочего сообщалось: «…За спиной церковников стоят антисоветские элементы, которые не раз пытались вредить советскому государству. В Горьковской, Воронежской и в ряде других областей разоблачены группы попов-шпионов, попов-диверсантов, ставивших целью свержение советской власти и распродажу нашей родины. Не все попы, конечно, прямо враждебны советской власти, но все они приносят вред трудящимся своим реакционным учением. Капиталистическое окружение будет пытаться вредить и пакостить стране социализма всеми средствами, в том числе через служителей религиозных культов. Важнейшая задача всех сознательных граждан, и прежде всего большевиков, состоит в том, чтобы путем систематической антирелигиозной пропаганды помочь верующим освободиться из-под влияния религиозных пережитков…».

В фондах Государственного архива Магаданской области и в сети Интернет удалось собрать краткие сведения о священниках, отбывавших наказание и расстрелянных на Колыме, среди них:

Горшков Гавриил Ерофеевич – служитель религиозного культа, проживал в г. Горький, осужден в 1936 году на 5 лет, отбывал наказание на прииске «Таежный». Арестован 1 апреля 1938 года, осужден 7 апреля 1938 года тройкой при УНКВД по Дальстрою. Расстрелян 14 апреля 1938 года. Реабилитирован в октябре 1962 года.

Почтарев Тимофей Васильевич — 35 лет прослужил священником, проживал в Куйбышевской области, неоднократно был осужден. Последний арест — в 1937 году. Приговорен тройкой при УНКВД по Дальстрою 7 апреля 1938 года. Расстрелян 11 апреля 1938 года. Реабилитирован в августе 1964 года.

Непостижимым образом именно в дни Великого Поста 1938 года были осуждены и расстреляны сыновья Охотских священно-церковнослужителей:

Канаев Серафим Александрович,

Мамин Петр Серапионович,

Черных Александр Леонтьевич,

Черных Иван Петрович.

Гибли люди, но продолжали жить церкви и часовни. В Тауйске к 18-й годовщине Октября открыли клуб переделанный из церкви.

До мая 1938 года в поселке Армань стояла церковь, в которой давно уже не было ни попа, ни церковных служб. Однако был староста – Афанасий Фомич Трифонов, хранитель церковной кассы. На протяжении ряда лет предпринимались попытки закрыть Арманскую церковь (точнее часовню) и только в 1938 году накануне рыбной путины церковь была передана для открытия детских яслей. К этому времени были расстреляны борцы за сохранение церкви: староста Шахурдин Артем Егорович и начальник Сельхозкомбината враг народа Мовсесьян.

Среди граждан СССР осужденных, расстрелянных и позднее реабилитированных, удалось установить имена более ста жителей Охотского побережья. Закрытость ведомственных архивов и ФЗ РФ «О защите персональных данных» не позволяют собрать сведения, необходимые и достаточные для решения вопросов о причислении указанных лиц к новомученникам Русской Православной Церкви ХХ века.

Хочется верить, что пришло время осознать то, что эхо событий 1917 года отозвалось не только в судьбах тех, кто сражался за советскую власть, кто был заключенным в лагерях, но и в судьбах тех, кто обеспечивал их охрану, составлял обвинения, приводил в исполнение приговоры, оставался без попечения собственных детей в старости либо без попечения родителей в малолетнем возрасте.

 

Список источников

  1. ГАМО ф. Д- 1, оп. 1, д. 8.
  2. ГАМО ф. Д- 1, оп. 1, д. 24.
  3. ГАМО ф. Д- 1, оп. 1, д. 25.
  4. ГАМО ф. Р- 40, оп. 1, д. 4.
  5. ГАМО ф. Р- 50, оп. 1, д. 3.
  6. ГАМО ф. Р- 61, оп. 1, д. 1.
  7. За нами придут корабли: Список реабилитированных лиц, смертные приговоры в отношении которых приведены в исполнение на территории Магаданской области/Авт.вступ.ст. А.М.Бирюков. Отв.ред. С.В.Абрамов.-Магадан: Кн.изд-во, 1999.-215с.
  8. Газета «Советская Колыма» 1936 год.
  9. Газета «Советская Колыма» 1938 год.

(54)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *