Первый настоятель ольской церкви

Автор — Елена Владимировна Матюшина (независимый исследователь; г.Магадан)

предварительный вариант

В 2014 году в г.Магадане началось сооружение памятника Святителю Иннокентию (Вениаминову) Митрополиту Московскому и Коломенскому, потрудившегося на ниве православного просвещения жителей Охотского побережья во времена его службы Епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Это событие пробудило интерес не только к личности самого Святителя Иннокентия, но и к судьбе тех священнослужителей, которые служили в церквях Охотского побережья в разное время.

Бытует мнение, что на территории, ныне являющейся территорией Магаданской области, служили священники, сосланные сюда за провинности. Однако были и те, кто прибывал на службу в этот суровый край добровольно. Одним из таких был первый настоятель Ольской Богоявленской церкви священник Владимир Михальчук, который до назначения на эту должность уже имел определенный опыт церковной службы.

Из клировой ведомости Ольской Богоявленской церкви за 1895 год, хранящейся в фондах Государственного архива Магаданской области, можно узнать, что Владимир Васильевич Михальчуке родился 22 июня 1866 года в семье псаломщика в Седлецкой губернии Бельского уезда, посада Кодень.

8 июня 1886 года, по окончании полного курса наук в Холмском духовном училище, Его Преосвященством Преосвященным Флавианом Епископом Люблинским посвящен в стихарь.

Через четыре дня — 12 июня по предложению того же Преосвященного он назначен младшим псаломщиком к Рождество-Богородицкой церкви в городе Владаву Седлецкой губернии.

22 февраля 1887 года тем же Преосвященным назначен старшим псаломщиком при той же церкви.

В октябре 1887 года, согласно прошения, Его Преосвященством Высокопреосвященным Леонтием Архиепископом Холмско-Варшавским перемещен псаломщиком к Иоанно-Предтеченской церкви в Лович Варшавской губернии.[3,Л.3]

8 октября 1890 года тем же Высокопреосвященным Леонтием перемещен к церкви святых мучениц Веры, Надежды и Любви в Посад Сосновицы Петроковской губернии.

Интересно его следующее перемещение по службе.

В марте 1894 года, согласно прошения и обоюдного согласия Его Преосвященства Преосвященнейшего Макария Епископа Камчатского и Высокопреосвященнейшего Флавиана Архиепископа Холмско-Варшавского, Святейшим Синодом Владимир Михальчук перемещен псаломщиком в Камчатскую Епархию.

6 июля 1894 года он прибыл в Камчатскую Епархию в город Благовещенск.

Указом Камчатской Духовной Консистории от 7 июля 1894 года за № 2830 назначен псаломщиком к Иоанно-Богословской церкви в село Ивановку Амурской области с прикомандированием к Кафедральному собору и для занятий в Консистории. [3,Л.4]

27 августа 1894 года Преосвященным Макарием Епископом Камчатским назначен псаломщиком к Благовещенскому Кафедральному собору.

С 12 января 1895 года по представлении Епархиального Училищного Совета тем же Архипастырем утвержден в звании учителя церковно-приходской школы при Кафедральном соборе.

15 января 1895 года тем же Преосвященным рукоположен в сан диакона.

11 мая 1895 года Его Преосвященством Преосвященнейшим Макарием рукоположен в сан священника к Ольской Богоявленской церкви Охотского округа Приморской области. [3,Л.5]

16 мая 1895 года Указом Его Императорского Величества Камчатской Духовной Консисторией В.Михальчуку предписано «по прибытии в сел.Олы и времени принятия Ольской церкви от местного священника Николая Черных донести консистории».[4,Л.4,5]

17 мая 1895 года было выдано удостоверение № 1771 для проезда к месту служения по казенной надобности. При нем следовали жена Анисья Антоновна и дети: Надежда 5 лет и Мария 3-х лет.[4,Л.5]

В 1895 священнику от роду 29 лет, жене Анисии Антоновне — 25 лет.[3, Л.5]

18 мая 1895 года священник Владимир Михальчук направил рапорт в Камчатскую Духовную Консисторию о том, что взяты из Комитета по устройству Приамурских церквей принадлежностей, нужных для новостроящейся Ольской Богоявленской церкви Приморской области Охотского округа на сумму 1663 рубля 36 копеек.[4, Л.11]

12 августа 1895 года он прибыл в селение Ольское вместе с псаломщиком Николаем Петровичем Карякиным, а 16 августа принял дела от заведовавшего Ольским приходом священника Тауйской Покровской церкви Николая Черных.[4, Л.15]

В дополнение к обязанностям священника ему по просьбе Охотского окружного начальника следовало принять в свое ведение Ольскую сельскую школу.[4, Л.23]

После трагической гибели священника Николая Черных в декабре 1895 года Владимир Михальчук с 27 декабря 1895 года по 9 сентября 1897 года по поручению Благочинного Охотских церквей служит заведующим Тауйским приходом. [3; Л.5,41]

12 мая 1896 года В.Михальчук в ответ на свои ходатайства получил Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Камчатской Духовной Консистории от 13 октября 1895 за № 3866, разрешающий по окончании постройки храма в деревне Ольской провести его освящение и перенести ветхую часовню на кладбище. Оба ходатайства были признаны «достойными уважения».[4, Л.21]

Указом того же ведомства от 16 февраля 1896 года № 617 разрешено выделить 300 рублей на постройку причтового дома и предписано, что средства в сумме 3000 рублей на строительство и нужды церкви выделены с условием, чтобы в этой церкви было совершаемо вечное поминовение за упокой рабы Божией Параскевы.[4, Л.49,50]

Число прихожан Ольской церкви за 1895 год – 84. [3, Л.7]

В 1896 году Благочинным Охотских церквей священником Никодимом Черных выдается предписание священнику Ямской Благовещенской церкви Петру Михайлову: «отделить тунгусов принадлежащих ныне к приходу Ямской церкви Хабаровский род весь, Уяганский которые прикочевывают каждогодно на близкое расстояние к Ольской церкви, за тем еще отделить род так, чтобы число душ не превышало 370, которых причт Ольской церкви имеет выписать Исповедную роспись, а причт Ямской исключит из таковой же Ямской церкви».[4, Л.38]

Это предписание не было выполнено, подтверждение чего находим в рапорте от 10 мая 1899 года бывшего настоятеля Ольской церкви, в ту пору уже миссионера Янчихинского стана в Южно-Уссурийском округе, священника В.Михальчука: «Ольский приход не устроен, крайне беден и без прихожан от чего церковь не в состоянии иметь материальной поддержки на самое необходимое для богослужения, что отчасти и послужило причиною моего выезда из Олы».[6, Л.38]

Нелегкая служба на два прихода, находящиеся на расстоянии 250 верст, приводит к тому, что 9 июля 1896 года Владимир Михальчук получает замечание от Благочинного Охотских церквей Никодима Черных за то, что «заведуемая Вами Тауйская Покровская церковь в Пасхальную неделю осталась без служения Вашего».[4, Л.58]

В Богослужебных журналах Ольской церкви встречаются записи о неоднократных выездах священника В.Михальчука в села Тауйск, Армань, Амбарчик. [1, Л.11]

В 1897 году церковная библиотека пополняется изданиями, присланными из Комитета по устройству церквей, состоящего при Камчатской Духовной Консистории:

1.Сборник церковных и гражданских законов о браке и разводе и судопроизводство по делам брачным. Изд.2-е 1896, С.Григоровского;

2.Троицкие листки в память 500-летия блаженной кончины Преподобного Сергия.[4, Л.84]

В ознаменование столетия со дня рождения Высокопреосвященнейшего Иннокентия, Митрополита Московского, была образована специальная Комиссия Камчатской епархии. В протоколе Комиссии от 7-го июля 1897 года записано: «открыть подписку по всей епархии на образование капитала для устройства центральной миссионерской школы имени Высокопреосвященнейшего Иннокентия для подготовки катехизаторов и учителей миссионерских школ». Во исполнение решения Комиссии, в адрес священника Ольской Богоявленской церкви поступил экземпляр подписного листа за № 116 с предложением принять самое сердечное и живейшее участие к сбору добровольных пожертвований на образование капитала, имеющего такую благую цель, как учреждение центральной миссионерской школы в Камчатской епархии. Указанный подписной лист, с собранными по нему деньгами в сумме 18 рублей, был направлен 3 января 1898 года священником Ольской Богоявленской церкви Владимиром Михальчуком в Камчатскую Духовную Консисторию.[4, Л.86,100]

В журнале исходящих документов запись от 31 августа 1898 года за № 27 о выдаче Метрической выписки о бракосочетании мещанского сына Антипия Бушуева с девицей Варварой Тюшевой является последней, выполненной священником В.Михальчуком.[4, Л.32]

Священник Владимир Михальчук передал имущество Ольской Богоявленской церкви священнику с.Тауйск Алексею Апеллесову.[2, Л.88]

Память о трех годах служения настоятелем священника Владимира Михальчука долгие годы хранилась священниками и прихожанами Ольской церкви.

К началу 1899/1900 учебного года Якутской Духовной Консисторией был издан Указ № 3034. Благочинный священник Леонид Синявин направляя копию этого Указа причту Ольской Богоявленской церкви пишет: «Мне точно известно, что при отце Владимире Михальчуке дети пели на клиросе, а потому предупреждаю, если это пение и участие детей в богослужении не будет выполнено, то я на это буду смотреть как на небрежность со стороны причта и упущение дела первой важности».[6, Л.25]

В клировой ведомости за 1915 год записано: «Внутри церковной ограды Ольская Богоявленская церковь обсажена из разных растительностей: лиственью, березою, тополем, красной смородиной и т.д. садом (устроенным-М.) личными трудами, ныне умершего, бывшим настоятелем церкви священником о.Владимиром Михальчуком в 1895-1896 годах».[2, Л.58]

Запись о смерти В.Михальчука оказалась преждевременной, т.к. 14 февраля 1917 года он служил священником Владивостоксой Свято-Николаевской тюремной церкви и в рапорте, посланном во Владивостокскую Духовную Консисторию, сообщал, что за время его служения в Ольской церкви отвода земельных участков для причта и церкви не было.[5, Л.108]

В мае 2015 года исполнилось 120 лет со дня рукоположения в сан священника Владимира Михальчука — первого настоятеля Ольской Богоявленской церкви.

Современные технологии позволили узнать как сложилась в дальнейшем судьба Владимира Михальчука. На сайте Свято-Тихоновского университета в разделе не канонизированных новомучеников ХХ века есть сведения о том, что Михальчук Владимир Васильевич служил священником Владивостокской тюремной церкви с 1915 по 1923 год. С 1929 года до дня ареста 6 июля 1931 года состоял в должности Благочинного Владивостокских церквей. 15 февраля 1932 года был осужден Тройкой при ПП ОГПУ СССР по Дальневосточному краю по обвинению в «контрреволюционной деятельности в составе Тихоновского духовенства и монашества Дальневосточного края» по статье ст.58–10, 58–11 УК РСФСР. Приговорен к 3 годам ссылки в Западную Сибирь по групповому делу «О контрреволюционной деятельности Тихоновского духовенства и монашества Дальневосточного края, 1932г.»[7]

Реабилитирован 25 декабря 1989 г. по заключению Прокуратуры Хабаровского края по Указу ПВС СССР от 16.01.1989 г.[8]

Дальнейшая судьба пока неизвестна.

Список источников

  1. ГАМО ф. Д- 1, оп. 1, д. 8.
  2. ГАМО ф. Д- 1, оп. 1, д. 16.
  3. ГАМО ф. Д- 1, оп. 1, д. 3.
  4. ГАМО ф. Д- 1, оп. 1, д. 2.
  5. ГАМО ф. Д- 1, оп. 1, д. 24.
  6. ГАМО ф. Д- 1, оп. 1, д. 10.

7.http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-

yPqAt9X2mBn2*

  1. http://lists.memo.ru/index13.htm

 

 

(43)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *